Основу зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов,
принципиальная схема которого приведена на рисунке, составляет интегральная
микросхема МА7815 с системой защиты и цепями аналоговых индикаторов. Индикаторы
обеспечивают контроль зарядного тока и напряжения аккумулятора.
Сетевое напряжение 220 В преобразуется трансформатором Тr до значения примерно
17-20 В. При этом трансформатор должен быть рассчитан на рабочий ток не менее
1,5 А. Защиту от межвиткового замыкания в первичной обмотке трансформатора
обеспечивает предохранитель Pol. Переменное напряжение, сформированное на
вторичной обмотке трансформатора, выпрямляется четырьмя диодами D1-D4 типа
1N5404 (KY708), включенными по мостовой схеме, и фильтруется конденсатором С1.
Выпрямленное напряжение поступает на стабилизатор IO1 типа МА7815, к выводам
которого подключены блокировочные конденсаторы емкостью 100 nF Выходное
напряжение стабилизатора (15 В) уменьшается до требуемых 14,3 В с помощью диода
D6. Дроссель TL, намотанный на тороидальном сердечнике, сглаживает скачки
напряжения. Каскады аналоговой индикации тока и напряжения, состоящие из
амперметра и вольтметра с соответствующими цепями, обеспечивают контроль
величины зарядного тока и уровня напряжения аккумулятора.
После подключения аккумулятора к зарядному устройству ток зарядки, ограниченный
стабилизатором, составляет примерно 1 А. По мере зарядки аккумулятора и
увеличения его напряжения зарядный ток снижается до 0,1 А. После того, как
напряжение аккумуляторной батареи перестанет возрастать, зарядка закончится.
В случае перепутывания клемм при подключении зарядного устройства к
аккумулятору, диод D7 инициирует короткое замыкание. При этом предохранитель
Ро2 перегорит и отключит аккумулятор от зарядного устройства, а свечение
красного диода проинформирует о неправильном подключении аккумулятора.
В предлагаемом зарядном устройстве используются широко распространенные детали.
При желании конструкцию устройства можно упростить, удалив из схемы дроссель
TL, защитный диод D7, индикационный светодиод D8, резистор R3 и даже
выключатель на выходе зарядного устройства. Индикаторная лампа Z, подключенная
к отдельной обмотке, используется для подсветки индикаторов и не влияет на
работу устройства.
Микросхему IO1 следует разместить на алюминиевом радиаторе, который должен быть
изолирован от корпуса зарядного устройства. Блокирующие конденсаторы следует
установить в непосредственной близости от стабилизатора. Резисторы R1 и R3
должны быть мощностью не менее 1 Вт. Шунтирующий резистор R2 изготовлен из
нихромо-вой проволоки, его сопротивление выбирается в зависимости от типа
используемого амперметра. Сопротивление в цепи вольтметра образовано резистором
R4 и подстроеч-ным потенциометром R5. Номиналы этих элементов выбираются в
зависимости от используемого вольтметра.
Силовые элементы зарядного устройства размещаются на задней стороне корпуса.
При этом особое внимание следует обратить на крепление сетевого провода,
трансформатора и сетевого выключателя.
|